Раз, два, тр-ри, четыр-ре, пять
Вот как я могу считать!
И на празднике вчера
Громче всех кричал "Ур-ра"!
С "р" мы долго были в ссоре,
Я дружить с ней не хотел,
И все время в разговоре
Заменял её на "л".
Но смешно звучит " я вылос"
И не скажешь - "повзлослел"!
С "р" решил я помириться
Попытался, но не смог,
С буквой накрепко сдружиться
Добрый доктор мне помог!
Я открою вам секрет:
Этот доктор - логопед!
Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но не в меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Предложение перевести ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.
Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп.
Основные задачи:
1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.
4. Привитие детям навыков коммуникативного общения.
5. Решение задач социального и речевого развития.
6. Организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.
Направления работы учителя-логопеда по коррекции речи:
развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия;
формирование операций семантического, слогового, фонемного и звукового анализа;
формирование полноценных произносительных навыков;
группировка словаря в семантических полях (на этапе автоматизации, дифференциации звуков и введения их в речь);
формирование операций морфемного анализа и синтеза при словообразовании и словоизменении;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных звуков на индивидуальных занятиях;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;
работа над связной речью в процессе введения автоматизированного звука в речь;
активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.
Мониторинг
Уровень сформированности у детей речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре и в мае. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В январе проводится экспресс-обследование детей. Динамика заносится в речевые карты. В конце учебного года в речевой карте ребенка фиксируются результаты коррекционной работы.
В конце учебного года логопед обследует детей средних групп. Это необходимо для того, что бы заранее определить нагрузку на следующий учебный год. А также выявить детей с тяжелыми нарушениями речи с целью определения образовательного маршрута.